четвер, 15 травня 2014 р.

Бим-Бад Б. М. Образование как преступление

http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=94&binn_rubrik_pl_articles=70

Бим-Бад Б. М. Образование как преступление

Автор: Б. М. Бим-Бад

Дорогие многоуважаемые коллеги! 

Предлагаю вашему вниманию ряд положений, обсуждение которых важно при планировании нашей созидательной работы. 
Профилактика, как известно, эффективнее терапии. Легче не допускать ошибок, чем исправлять уже совершенные промахи. 
Одно из распространенных заблуждений относительно образовательного дела состоит в том, что имеющееся высшее (и любое иное) образование можно ПРОСТО улучшить, и дела пойдут прекрасно. Это на самом деле иллюзия. Никакие усовершенствования содержания образования или его методов не в силах изменить его злокачественной сущности. 
Вот почему необходимо создание, выращивание, оттачивание совершенно НОВОГО образования – не каких-то там методических тонкостей или интересных вкраплений в ткань ныне существующей высшей школы, а ее принципиальное, коренное изменение. 
Из этого следует, что нам предстоит наработать принципиальное новое содержание образования и разработать принципиально новые его оргформы и методы. 
Что значит "новые"? "Новые" – значит отличные от ныне господствующих, но вовсе не новые в историческом смысле. Как раз наоборот – мы берем из прошлого не пепел, а огонь. Мы заимствуем и из современности лучшее, что у нее нам известно. Переплавляем в тигле наших целей всё, проверенное временем на эффективность, на действенность, вносим поправочные коэффициенты на наше время и место. 
Мы не прожектерствуем! 

Итак, образование как преступление против человека, человечности и человечества 

НЕ всякое образование, НЕ образование как таковое. А то массовое школярство, что, увы, для нас обычно, обыденно, каждодневно. В этой привычности и заключены главные опасности при попытке создать новое образовательное учреждение. 

Вводные тезисы 

Генетика не знает гена подлости, как и гена благородства. Подлецом или благодетелем человек становится прижизненно путем спонтанного научения и формального образования. 
"Сравните сияющий ум ребенка со слабоумием среднего взрослого, и вы поймете, какова роль обучения и воспитания в жизни человека", - предлагал Зигмунд Фрейд. 

I Против человека 
Калечение. Воспитание и образование калечат наших детей: ухудшают их физическое и психическое здоровье. 

Недоразвитие способностей и взращивание комплекса неполноценности. 

Образование глушит способности и укореняет чувство неполноценности. 

Развращение. Образование внедряет в душу потребительство; растлевает насилием и ханжеством. "Самый прочный урок, который усваивают молодые люди в любой школе, - что их первейшая жизненная заповедь должна быть "ублажай начальника и не вызывай у него чувства затруднения", - уверял Джон Хольт. 
Многочисленные и тщательные исследования показывают, что 
агрессивное, жестокое, хулиганское поведение детей и подростков не связано напрямую ни с составом семьи, ни с социальным и материальным положением родителей, ни с их наличием, ни с количеством детей в семье, ни с образованием, возрастом и профессией родителей, ни с жилищными условиями, ни с наличием телевизоров и книг, газет и журналов, — а связано с мировосприятием, мировоззрением и отношением к людям. 
Преступность, разрушающая мироустройство, не зависит от дипломов и аттестатов, от должностей и постов. Но от содержания и способов образования — зависит. 
У образования есть возможность и предупреждать и укоренять преступный образ мысли, как бы снабжая взрывное устройство детонатором. Достаточно небольшого (личного или общественного) потрясения — и неизбежно возникнет взрыв различной разрушительной силы. 

Обман. Преступность невозможна без самооправданий. Искусству самооправданий отлично учит школьное “двоемыслие”: поощряемое проговаривание вслух и как можно более “искренне” не того, что думаешь, а что надобно. 
Известно, что есть труд развивающий, вдохновляющий, животворный, а есть и отупляющий, и даже развращающий. То же и с образованием. Можно долго, много, упорно и добросовестно учиться, становясь при этом все тупее, дичая на глазах и бесконечно удаляясь от истины. Есть способы разрушительного обучения, погружающего людей в состояние косной и тупой покорности, обкрадывающего их культурой, укореняющего инерционно-инстинктивное мышление и поведение. 
“Мы сталкиваемся ныне, — констатировал Бертран Рассел, — с парадоксальной ситуацией, когда образование стало одним из главных препятствий к развитию интеллекта и свободной мысли”. 

Оставление без помощи. Образование порождает и укореняет страхи, беспокойно и горечь, множит унижения и оскорбления, заселяет душу холодом, не дает опоры и ослабляет жизненные силы. Оно оставляет растущего человека беззащитным перед сомнениями и одиночеством, перед соблазном и разочарованием. Растущий человек привыкает к притворству, жадности, зависти, преступлениям, вероломству, похоти, гордыни, мести в окружающем мире и до лучших времен (если они настают) уверен, что так и должно быть. 
"Странно, что никто не поддержит молодой тонкий ствол, который трясет землетрясение роста и колышет ветер сомнений... Когда-нибудь юность не будет беззащитной", - пророчествовал Адрей Платонов. 
Бернард Шоу также возвышал голос против оглупляющего образования: “С помощью образования бедные остаются бедными, поскольку образование это делает их невежественными. 
Дитя заключается в тюрьму, называемую школой, на девять лет под тем предлогом, что его учат-де там читать, писать и говорить на собственном, родном языке (на самом деле для овладения грамотой больше года — от силы! — ни для кого не требуется). И через девять лет оказывается, что заключенный не умеет прилично ни читать, ни писать, ни говорить... 
Богатые люди содержатся последовательно в трех-четырех тюрьмах, общий срок заключения колеблется от 12 до 15 лет, а в число учебных предметов входят классические языки и высшая математика. Результат — умение читать и писать, навыки и выговор праздных богачей, а также нравственная и умственная слабость, делающая их жертвой первого политика-шарлатана, счастливо избежавшего образования, которое получили они”. 

II Против человечности 
Индоктринация 

Образование слишком много и часто в мировой истории использовалось и используются ныне в целях оболванивания, обмана, недоразвития сущностных человеческих сил, чтобы представлять себе теорию и практику передачи культуры и опыта человечества от поколения к поколению только как благо, как добро, а всемирный историко-педагогический процесс — как только поступательное движение (“вперед и выше, все вперед и выше”), как 
прогресс, как совершенствование. 
“Манкуртизация” многомиллионных человеческих масс во всех великих империях и деспотиях на всем протяжении истории, и в XX в. особенно; превентивная “стерилизация” самостоятельного мышления с помощью школьной зубрежки; всевозможная идеологическая индоктринация — религиозная, этническая, культурная, политическая, корпоративная, философская; ложь в формах утаивания истины и ее искажения как главное содержание школьной работы всех времен и народов за сравнительно редкими исключениями, которыми еще живо человечество; сугубо прагматическое ученичество, дрессура, натаскивание, восполняющие собой почти всю “массу” воспитательно-образовательной социальной 
акции, — все это не позволяет нам всерьез противопоставлять цивилизованность дикости. 
Опасно упустить из рассмотрения колоссальный диапазон качественной вариабельности воспитательно-образовательной деятельности человечества, контрасты между образованием и воспитанием — привилегированным и массовым, общим и специальным, техническим и гуманитарным, свободных и зависимых социальных страт. Отвлечение от вопросов “кого учить?” и “кому учить?” равносильно отвлечению от сути дела. Проблемы “чему учить”, “как учить”, “каков идеал человеческого совершенства” далеко не исчерпывают собой качественного своеобразия весьма разновеликих по своей роли в истории и в современном мире типов образования. 
Массовое образование окончательно приобрело характер почти поголовной, подчас в национальном масштабе осуществляемой “игры”. 
Правила игры внешне просты и безобидны: учащимся надобно переварить слова, произносимые ведущим (“преподавателем”), повторить его действия и предъявить ему продукт переваривания на экзамене или при опросе. Выигравший получает фантик (отметку, зачет, аттестат, диплом и тому подобное). 
Человек с набором фантиков считается “образованным”. Проигравший, не- или недообразованный, как правило, получает кучу неприятностей — от порки до дурно оплачиваемой работы. 
Игра серьезная, многолетняя, добровольно-принудительная. От ее последствий во многом зависит судьба отдельного человека и целых народов. 
Игра дорогостоящая, хотя ведущим всегда платили и платят скупо. И не слишком уважают их ремесло. Но все же игра дорогостоящая, поскольку массовая и требует зданий, сооружений, земли, оборудования, света-тепла и целой армии организаторов и надсмотрщиков (чиновников, управленцев). 
С помощью образования совершается государственно организованное и очень дорого (во всех смыслах) стоящее человечеству преступление.

III Против человечества 

Вклад образования в войну как бизнес 

Образование вносит колоссальный вклад в подготовку и осуществление войн. Взаимные ревизии учебников истории для массовых школ в большинстве так называемых цивилизованных стран мира, проводимые примерно раз в двадцать лет независимыми экспертами-интеллектуалами, обнаруживают, что натравливать друг на друга начинают в школе, внедряя в беззащитное сознание молодежи ненависть к “чужим”. И эти приемы стравливания людей практически не изменяются с ходом времени до сего дня. 
Классическое исследование Г. Олпорта о психологических корнях этноцентризма и расовых предрассудков показало, что влияние школы (особенно на детей в возрасте от 12 до 16 лет) не менее сильно, чем родителей. М. Мерло-Понти тоже неоспорим, утверждая, что расовые и этнические предрассудки зарождаются и укрепляются в ребенке, у которого еще нет рефлектирующего мышления, а есть только непосредственные чувственные связи с миром. 
Подготовка "пушечного мяса" в школах выгодна всемогущим торговцам смертью, производителям и распространителям вооружений. 
Богатства, хитростью и силой отнимаемые у масс, используются на создание и распространение оружия массового уничтожения. 
Грандиозные состояния наживаются так: разжигается вражда между племенами и продается всем воюющим сторонам вооружение, солдат готовят в лагерях, замаскированных под спортивные, в самых разных регионах мира, и в нашей стране тоже. Эти состояния, сделанные из крови и плоти почти совсем детей и обманутых, одурманенных и обезумевших в своем невежестве и злобе взрослых, частично используются и для нищенских подачек — чтобы только выжила и сохранилась — школе, которая, как ей кажется, просвещает, а на деле готовит на погибель тех, по числу коих будут вскоре проданы и закуплены автоматы и минометы. 
Матери производят на свет будущее "пушечное мясо", учителя готовят его к употреблению. Зачем? Чтобы обогатились сверхвысокопоставленные преступники, профессиональные людоеды, несущие страшные мучения сотням тысяч и миллионам людей. 
Почему люди допускают это? Только потому, что вместо образования спасительного, развивающего способности, людям подсовывают образование, укореняющее слабоумие и безумие. 
На наших глазах подтверждается пророчество Герберта Уэллса: “История человечества все более и более становится гонкой между хорошим образованием и катастрофой”. 

IV Зачем всё это, или Кто же образован? 

Образованы по счастливой случайности избежавшие участия в этой игре. То есть те, кто учились не столько в массовой школе, сколько у великих книг и у жизни; те, кто попали в немногие привилегированные школы и/или к истинно прекрасным учителям; те, кто самообразованием преодолел тлетворное воздействие этой гибельной игры. 
Кому выгодны столь жестокие игры? Прежде всего, правящим и 
господствующим в данном обществе группам. Ведь правяще-господствующие группы или кроят образование по своей собственной, жалкой мерке, или сознательно урезают его: а вдруг масса людей станет умнее, чем правительство, как ими управлять тогда? Поэтому образование превращается в инструмент искусственного недоразвития человеческих способностей. 
Сколько людей, выйдя за школьный порог, никогда более не читают Пушкина или Толстого из-за прочно привитого им отвращения к классике! Многим школа навсегда перекрыла путь и к математике! Какие моральные и физические уродства приобретают дети в интернатах, детских домах, колониях, спецшколах; какие возможности и таланты хоронит воспитание в семьях! 
“Затемняющее” образование всегда состояло и ныне состоит в принуждении студентов к усвоению ими чуждой и отдаленной от них информации — в виде готовых ответов на вопросы, навязываемые учебником и учителем. “Педант-преподаватель, вся деятельность которого сводится к внушению готовых ответов, готовых схем решения задач, — тем самым не только не развивает у своих учеников ума, но и способствует тому, чтобы этот ум заснул, атрофировался и там, где он уже независимо от него существует”, — писал Э.В. Ильенков — “Тем самым педант воспитывает не мыслящих людей, а занимается расширенным воспроизводством нового поколения педантов, то есть людей, знающих все, что им внушили, но неспособных самостоятельно научиться чему-либо новому”. 
Что этим достигается? Подготовка новых поколений к отправлению по преимуществу исполнительских функций. А культуры, творчества, истинного мировоззрения и критического мышления в помине нет. С одураченным таким образом народом легче справиться правящим и господствующим группам. 
Общество, враждебное таланту, создает образование, губящее таланты. 

Борис Бим-Бад 

Немає коментарів: